Команда Fortis – это ученые, писатели, ясновидящие, уфологи, собравшиеся вместе с единственной целью: разгадывать тайны земли русской.
Сильные не только духом и физически, но и знанием, многие сферы которого сегодня только открываются думающей части человечества.... Читать еще...
Пасмурным дождливым днем мы выдвинулись в поселок Шилово. Откладывать дальше было нельзя, поскольку погода 2016-го мало того, что оставила нас без нормального лета, так еще и на «бабье лето» явно поскупилась – дожди не прекращались. И вот, выбрав между ними промежуток, пролетели отлично сделанную Новорязанку, встряли в пробку на окружной в Рязани и, наконец, по привычным ухабам русского асфальта в сумерках въехали в Шилово. Небольшой поселок, прорезанный сетью тихих улочек, отказывался подчиняться навигатору, и потому А.П.Гаврилов инструктировал нас по телефону. Аккуратное, отремонтированное и красивое, здание музея, находящегося рядом с церковью, на улице Спасской сразу заявляет о себе, как о культурном центре.
Вы бывали в сумерках в пустом музее? Нет? Тогда вам не повезло. Поскольку романтика таких мест, в отсутствии посетителей и экскурсий, просто зашкаливает. Александр Петрович встретил нас на крыльце – настоящий русский человек, с внешностью богатыря и цепким, чуть задумчивым взглядом ученого. Выгружая из коробки экспонаты, мы порадовались, что попали они в руки заботливого хозяина, а дальнейший осмотр музея это вполне подтвердил.
Надо заметить, что Шиловский краеведческий музей легко выигрывает по богатству, красочности и умелой подаче экспозиции у многих столичных музеев. А еще он – теплый, сделан с душой. Недаром сетует А.П.Гаврилов, что реставратор буквально надорвал зрение на своей нелегкой работе. Отреставрированы экспонаты действительно настолько тонко и умело, что это поражает и понятно, что стоило немалых затрат сил и здоровья.
Собственно, нас к знакомству с Шиловским музеем привел интереснейший символ: на одном из Интернет-ресурсов коллекционеров и любителей старины руководитель Команды Fortis Игорь Антонов натолкнулся на сообщение о том, что этот музей принимает экспонаты. А затем мы узнали, что дата рождения музея совпадает с днем рождения одного из ведущих наших сотрудников. Мир полон символов – и надо уметь их читать, чтобы «бодро шагать по линии своей судьбы, а не тащиться у нее на аркане», как говорит старинная арабская поговорка.
В 1974-м году на базе Шиловского дворца пионеров ученым, историком и археологом Гавриловым А.Н. – дядей нынешнего директора музея, начал создаваться краеведческий музей. С 1981 года он выделился в самостоятельную организацию. Научной базой сложения музея послужила Волго-Донская археологическая экспедиция, в составе которой работал А.Н.Гаврилов. Многие годы музей являлся единственной историко-исследовательской организацией на территории Шиловского района. И лишь 15 лет назад из него выделился ЦНТ (ныне Этно-культурный центр «Заряна»), взявший на себя функции изучения истории народной культуры. С этого момента музей возглавляет А.П.Гаврилов.
В музее постоянно работают Палеонтологическая и Археологическая экспозиции. Раздел палеонтологии знакомит посетителей с древнейшей жизнью на территории района, в его экспозиции представлены окаменевшие раковины аммонитов и белемнитов, кораллы, черепа бизонов и шерстистого носорога, лапа пещерного медведя и т.д. Раздел археологии представляет материалы по истории края. Наукоемкая экспозиция, основанная на подлинниках, разворачивает перед посетителями историческую ретроспективу каменного века, эпохи бронзы, раннего железного века и раннего средневековья, демонстрируя эволюцию развития материального мира и сложение этнологического облика Шиловского района. Музей проводит встречи и экскурсии как для людей подготовленных – археологов, историков, исследователей, так и для обычных посетителей. Разрабатываются всё новые туристические маршруты по Рязанщине.
Замечания А.П.Гаврилова, которыми он сопровождал для нас небольшую экскурсию по музею, всегда метки, эмоциональны, глубоко научно обоснованы. «В древности не существовало ни патриархата, ни матриархата – наши предки жили очень по справедливости, - говорит Александр Петрович, показывая на воссозданные фигуры древних обитателей рязанской земли, причем у женской к запястью прикручены пряди светлых волос. - Это было полное равноправие. Мужчина мог иметь несколько жен, а женщина – нескольких мужей. Но прежде, чем получить право выходить замуж, она должна была убить врага и снять с него скальп. Как видите, общественное положение женщины ничем не отличалось от мужского».
Или, рассказывая о взаимопроникновении и борьбе древних культов, он замечает: «Если вникнуть в сказания культа утки, то они в мифологической форме повторяют известную физическую теорию Большого Взрыва. Когда утка сотворяет мир, она опускается в нижние слои – под материю, и выныривает в верхних…».
О культе утки следует, конечно, поговорить отдельно. Поскольку немало находок обнаруживают парные фигурки уточек, и это волнует исследователей. Уточки носились в качестве оберегов на шее, на запястьях – на браслетах, подобно современным шармам, украшали женский головной убор – кику. Несколько позднее в Средней России появляется тенденция отливать из меди или серебра женские серьги в форме уточек. Наряду с обожествлением коня в идеологии финно-угорского, а затем и древнерусского населения, культ птицы, и прежде всего - дикой водоплавающей, занимал важное место в системе представлений о происхождении мира, рождении человека, его бытии и смерти. Многие исследователи отмечали, что «культ водоплавающей птицы также один из древнейших на территории и северо-востока Восточной Европы и Западной Сибири. Об этом можно судить по широкому распространению изображений уточек, воспроизводимых в качестве орнамента на глиняной посуде эпохи неолита и бронзы ...» . Этот культ нашел свое отражение в различных материальных предметах, и не только археологических. Подтверждения можно найти и в устном народном творчестве, и в литературных памятниках. Так, Е.И. Горюнова отмечает, что «пережитки этого культа мы наблюдаем в народных поверьях, связанных с кладами, которые стережет гусь или утка. Знак гусиной лапы стоит, как таинственный страж, на камне, охраняющем зарытые в землю сокровища».
Земля шиловская – это живая легенда, сказочные декорации, насыщенные мифами и преданиями. Считается, что именно здесь на берегу Оки находится курган, в котором нашел последний приют легендарный Добрыня Никитич, богатырь, защитник Руси против иноземцев и внутренних врагов. Курган, впрочем, давно разграблен неизвестными, но память народная хранит предание о дивном богатырском мече, поясе и перстне, из него извлеченных. Нас глубоко заинтересовал рассказ А.П.Гаврилова о традиции перекидывания топорами между древнерусскими богатырями и богатыршами. В разговоре родилась даже гипотеза о специальных метательных топорах, предназначенных не для того, чтобы поражать оппонента, но быть неким символичным посланием. Не только Командой Fortis, но и многими другими исследователями, периодически обнаруживаются маленькие топоры, по форме напоминающие боевые, но весящие около 60-90 г. Споры об их предназначении ведутся на археологических форумах и в частных беседах. Руководитель Команды Fortis, член Русского Географического Общества, Игорь Антонов предлагает гипотезу о предназначении таких топориков для первой древнерусской инициации – их могли использовать во время проведения обряда пострига и посажения на коня княжеских и боярских детей, вручая в качестве первого оружия. А.П.Гаврилов выдвинул свой вариант применения малых топориков – они могли служить символическими посланиями от богатыря, скажем, к богатырше. Этот изящный и легкий предмет можно закинуть далеко, при этом не причинив никому и ничему существенного вреда. Топорик-послание или детское оружие? Возможно, в древности они использовались в обеих сферах жизни…
Ведь сидел же, согласно древнерусским преданиям, славный богатырь Добрыня Никитич на своем острове посреди Оки, бушевал, испив хмельного меду, и грабил проезжих купцов, а в иное время – перекидывался топорами с другими богатырями и богатыршами.
Знаменитые травники и колдуньи выходили из этой земли – и поныне даже серьезные ученые относятся со вниманием к магическим традициям. Так, от А.П.Гаврилова мы узнали, что магия рязанской земли – в основном, женская, шаманского направления. И в музее широко представлены магические предметы шаманских культов, от которых веет нерастерянной и прошедшей века мощной духовной энергетикой. Удивительным образом на Рязанщине магия и народные верования всегда сосуществовали с глубокой и искренней верой в Бога и необходимым почетом храмам.
Не удержались мы и от того, чтобы посетить окрестные леса. Чистые красивые и светлые, умытые многочисленными дождями березняки просто поражают – и становится понятно, как они вдохновляли поэтические строки С.А.Есенина. А молодые дубы, которые тоже растут здесь в изобилии, весьма богаты целебной силой и энергетикой. И, как в любом уголке России, кроме, наверное, двух ее перенаселенных столиц, загадок и тайн встречается здесь гораздо более, чем ключей к ним и ответов на возникающие у исследователей вопросы. Впрочем, на то все мы – специалисты в самых разных сферах науки и искусства, увлеченные разнообразными исследованиями, и живем, чтобы выполнять свою программу на Земле: искать ответы на вопросы, ключи к тайнам и разгадки древних символов.
Смотрите также: